Педагогам
Требования к организации образовательного процесса в летний период 2023/2024 учебный год
Задачи дошкольного учреждения на летний период
1. Создать оптимальные условия для эффективного оздоровления детей путём рационального питания, закаливания, привития культурно-гигиенических навыков и навыков по безопасной жизнедеятельности ребёнка.
2. Формировать у дошкольников основы экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром; развивать познавательный интерес к природе; воспитывать гуманные и эстетические чувства.
3. Обеспечить оптимальное пребывание детей на свежем воздухе, активизировать их двигательную активность через разнообразные формы активного отдыха.
Программно-методическое обеспечение летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования
29.05.2024
- Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. Н. Анцыпирович,
О. Н. Зыль. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 48 с. — (Серия «Мир детства»). - Анцыпирович, О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск : Адукацыяі выхаванне, 2012. — 24 с. : 31 с. ил. - Анцыпирович, О. Н. Тропинка в мир музыки : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Минск : Жасскон, 2012. — 52 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Анцыпіровіч, В. М. У свеце музыкі : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / В. М. Анцыпіровіч, А. М. Зыль.— Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 48 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
- Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
О. К. Васильева. — Мозырь : Содействие, 2013. — 152 с. - Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі. — Мінск : Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 416 с.
- Глазырина, Л. Д. Двигательная деятельность в группе «Почемучки»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. Д. Глазырина. — Минск : ЗорныВерасок, 2010. — 360 с.
- Глазырина, Л. Д. Физкультурные занятия в группе «Фантазеры»: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. Д. Глазырина. —Минск : Нац. ин-тобразования, 2011. — 240 с.
- Горбатова, Е. В. Веселые игры с линией и цветом(Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с.
- Горбатова, Е. В. Художественная мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Е. В. Горбатова. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с. - Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. —Минск :Адукацыяі выхаванне, 2012. — 72 с.
- Горелова, Л. А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. А. Горелова. —Минск : Народная асвета, 2011. —
22 с. : 26 с. ил. — (Страницы родной земли). - Гракова, К. Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
К. Г. Гракова. —Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с. : 26 с. ил. — (Страницы родной земли). - Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников :пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 104 с.
- Давидович, Е. Б. Твоя столица: архитектура Минска : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Е. Б. Давидович. —Минск : Народная асвета, 2011. — 14 с. : 25 с. ил. — (Страницы родной земли). - Дубинина, Д. Н. В мире сказок : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина —Минск :Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
- Дубинина, Д. Н. Игры с картинками для малышей : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Д. Н. Дубинина. —Минск :Жасскон, 2012. — 28 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»). - Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. —Минск :Жасскон, 2012. — 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,
А. А Страха, Д. У. Дубінін. — Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012. — 136 с. - Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна,
А. А. Страха, Д. У. Дубінін. — Мазыр: Белы Вецер, 2014. — 136 с. - Дубініна, Д. М. У свеце казак: вучэб.нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання /
Д. М. Дубініна. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»). - Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минска : учеб. нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. —Минск : Народная асвета, 2011. — 15 с. : 27 с. ил. — (Страницы родной земли).
- Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами(Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. —Минск :Жасскон, 2012. — 64 с.
- Житко, И. В. Играем в математику :учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко—Минск :Жасскон, 2012. — 16 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Житко, И. В. Математика для малышей: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. —Минск :Жасскон, 2012. — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Житко, И. В. Математическая мозаика(Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
И. В. Житко. —Минск :Жасскон, 2012. — 64 с. - Житко, И. В. Навстречу математике : учеб.нагляд. пособие для педагогов учрежденийдошк. образования / И. В. Житко. —Минск :Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
- Жихар, О. П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. П. Жихар,
З. В. Кощева. — Мозырь : Белый Ветер. — 2010. — 207 с. - Жытко, І. У. Насустрач матэматыцы : вучэб. нагляд. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.
- Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольноговозраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Г. Н.Казаручик. —Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 72 с. - Ладутько,Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. —Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 255 с.
- Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. —Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 48 с. : ил. - Литвина, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Н. В. Литвина, Е. И. Лосик. —Минск :Вышэйшая школа, 2014. — 109 с. : + 1 электрон. опт. диск. - Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. —Минск :Адукацыяі выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.
- Никашина, Г. А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Г. А. Никашина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. —167 с.
- Пашко, В. Л. Дошкольникам об эмоциях : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Л. Пашко. —Минск :Адукацыяі выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.
- Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с.
- Петрикевич, А. А. Твоя столица: парки и скверы Минска : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
А. А. Петрикевич. — Минск : Народнаяасвета, 2011. — 14 с. : 27 с. ил. — (Страницы родной земли). - Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с.
- Поздеева, Т. В. Уроки нравственности : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. В. Поздеева. —Минск :Жасскон, 2012. — 20 с. : 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Полягошко, С. В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно-речевой деятельности : учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С. В. Полягошко. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. —82 л. : ил.; 47, [1] с.
- Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с. - Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования :в 2 ч. Ч. 1 / сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с. - Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. Ч. 2/ сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с. - Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 1/ сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с. - Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 2/ сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 216 с. - Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк.образования: в 5 ч. Ч. 3/ сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с. - Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагоговучреждений дошк. образования :в 5 ч. Ч. 4 / сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 196 с. - Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 5 ч. Ч. 5/ сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 192 с. - Пралеска: У истоков образного слова. Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко,
Л. А. Саченко. —Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 112 с. - Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 174, [2] с. : ил.
- Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 104 с.
- Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. —Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 94 с.
- Старжинская, Н. С. Веселые игры для развития речи (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. —Минск :Жасскон, 2012. — 60 с.
- Старжынская, Н. С. Вучыся размаўляць правільна : вучэб. нагляд.дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Н. С. Старжынская. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
- Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Н. С. Старжинская. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»). - Старжинская, Н. С. Речевая мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Н. С. Старжинская. —Минск :Жасскон, 2012. — 56 с. - Старжинская, Н. С. Учись говорить правильно : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Н. С. Старжинская. —Минск :Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
- Страха, А. А. У свеце прыроды : вучэб. нагляд.дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / А. А. Страха. — Мінск : Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серыя «Свет дзяцінства»).
- Стреха, Е. А. В мире природы : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. —Минск :Пачатковая школа, 2013. — 16 с. — (Серия «Мир детства»).
- Стреха, Е. А. Малыши в мире природы : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. —Минск :Жасскон, 2012. — 16 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Е. А. Стреха. —Минск : Народная асвета, 2012. — 64 с. - Стреха, Е. А. Познаём мир природы : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. —Минск :Жасскон, 2012. — 24 с. : 32 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Учебная программа дошкольного образования. —Минск :Министерство образования Республики Беларусь, Нац.ин-т образования, 2012. — 416 с.
- Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. —Минск :Жасскон, 2012. — 40 с.
- Ходонович, Л. С. Музыкальная мозаика (Серия «Умней-ка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Л. С. Ходонович. —Минск :Жасскон, 2012. — 56 с. - Ходонович, Л. С. Мы играем в мюзикл! : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Л. С. Ходонович. —Минск :Народная асвета, 2013. — 40 с.
- Ходонович, Л. С. Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. С. Ходонович. —Минск :Народная асвета, 2013. — 176 с.
- Шебеко, В. Н. В мире движений : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. —Минск :Пачатковая школа, 2013. — 24 с. — (Серия «Мир детства»).
- Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника :пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 133 с.
Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
В. А. Шишкина,М. Н. Дедулевич. — Мозырь: Белый Ветер,
Рекомендации по организации и проведению образовательной работы
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3-4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии организовываются музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
- Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
- Музыкальные игры с пением, хороводы.
- Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на: развитие и формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях; развитие музыкально-творческих способностей.
- Игры с музыкальными инструментами.
- Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников работники учреждения проводят фольклорные праздники, развлечения и другие мероприятия.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности.
Тропа здоровья + спортивные площадки
Тропа здоровья + спортивная площадка.
30.06.2024 Источник: https://du-zhdanovichi1.minsk-roo.gov.
Экологическая тропа
30.05.2024 Источник: https://du-zhdanovichi1.minsk-roo.gov.by/
ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Профилактика летних детских травм
Охрана жизни и здоровья детей – важнейшая задача как государства, так и каждого родителя. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики детского травматизма и гибели детей от внешних причин. К сожалению, мы, родители, не может все время находиться рядом с нашими детьми, но наша главная задача – это создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
Тысячи детей с нетерпением ждут начала лета и наша задача сделать его безопасным для каждого ребенка. Наиболее частые происшествия с участием детей в летний период – это ожоги, отравления, падения, в том числе из окон, а также утопления.
ПАДЕНИЯ
Начиная с того момента как ребенок начинает ходить, он подвержен различным опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
-выходя из квартиры или возвращаясь домой, не катите коляску с ребенком по лестнице, ведь даже пристегнутый предохранительными ремнями, он может выпасть из коляски;
-окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними.
Москитная сетка не обеспечивает безопасность ребенка, ее задача – оградить жилое помещение от насекомых. Поэтому – не оставляйте настежь открытым окно в комнате где находится ребенок!
-нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;
-терраса, балкон, где играют дети, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами.
В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы. Весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.
Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем.
ОТРАВЛЕНИЕ БЫТОВЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
и лекарственными препаратами.
Средства бытовой химии, ядовитые вещества, в том числе, предназначенные для борьбы с грызунами или насекомыми, лекарственные препараты, кислоты и щелочные растворы ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.
Неотложная помощь при острых отравлениях:
-при попадании ядовитого вещества в глаза их необходимо как можно быстрее промыть большим количеством воды;
-при попадании токсического вещества на кожу ребёнка: нужно раздеть, кожу обмыть, не растирая теплой водой с мылом, затем просто теплой водой, надеть ребенку чистое белье;
-при ингаляционных отравлениях – необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух;
-при попадании яда в организм через рот – нужно вызвать рвоту, перед тем, как вызвать рвоту пострадавшему дают выпить 200-500 мл воды (в зависимости от возраста); противопоказания для стимуляции рвоты: бессознательное состояние пострадавшего, наличие судорог; после промывании желудка назначают энтеросорбенты (наиболее известный – «уголь активированный»).
При отравлении или при подозрении на острое отравление лекарственными средствами и средствами бытовой химии необходимо как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
УТОПЛЕНИЯ
В летние жаркие дни взрослые и дети устремляются к водоемам. Однако отдых на воде представляет собой определенную опасность. Если взрослые гибнут в основном по собственной халатности, то гибель детей, как правило, на совести взрослых.
Отдыхая на воде необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности. Вода не прощает шалостей, поэтому следует всегда помнить о мерах безопасности:
-купание должно происходить только в разрешенных местах, на благоустроенных пляжах, где есть спасательные пункты и предусмотрены места для купания детей;
-нельзя оставлять одних детей без присмотра взрослых, как на берегу водоема, так и в воде. На детях должны быть устройства, поддерживающие плавучесть (круги, жилеты), как во время купания, так и рядом с водой;
-не разрешайте устраивать детям игры в воде, связанные с нырянием и захватом ног и рук купающегося;
-детям, не достигшим 16 лет, рекомендуется кататься на лодках только вместе со взрослыми. Находясь на лодке опасно пересаживаться, садиться на борта, перегружать лодку сверх установленной нормы. Нахождение ребенка на лодке допускается только в спасательном жилете;
-не рекомендуется купаться ранее, чем через полтора - два часа после еды;
-температура воды при купании должна быть не ниже 19 градусов, находиться в ней рекомендуется не более 15 минут. Длительное пребывание в воде, особенно холодной, может привести к переохлаждению тела и вызвать судороги;
-не разрешается нырять в незнакомых местах, прыгать в воду с мостов, пристаней, подплывать к близко проходящим лодкам, катамаранам, парусникам и другим плавательным средствам.
Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.
В последнее время участились случаи нахождения и «прогулки» детей на ограждении вдоль водоема. К сожалению, не единичны случаи, когда родители усаживают маленьких детей на ограждения набережной, тем самым предоставляя ребенку не только хороший обзор, но и подвергая его большой опасности. Одно неловкое движение и Вы можете не удержать ребенка. Детям постарше необходимо разъяснить потенциальную опасность при нахождении на парапете или ограждении.
Первая помощь пострадавшему при утоплении
Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. У тонущего человека в бронхи и легкие поступает вода, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и происходит прекращение сердечной деятельности. Поэтому необходимо сразу же обратиться за медицинской помощью, до прибытия медиков необходимо оказать первую доврачебную помощь.
Сразу после извлечения тонувшего из воды переверните его на живот таким образом, чтобы его голова оказалась ниже уровня таза. Маленького ребенка можно положить животом на свое бедро.
Введите два пальца в ротовую полость пострадавшего и круговыми движениями ее очистите.
Резко надавите на корень языка для вызова рвотного рефлекса и стимуляции дыхания.
При появлении рвотных движений и кашля удалите воду из легких и желудка, в течение 5-10 минут периодически с силой надавливая на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет вытекать вода.
Для лучшего выхода воды из легких похлопайте ладонями по спине, а во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сожмите с боков грудную клетку пострадавшего.
Если необходимый для спасения человека рвотный рефлекс не появился, переверните пострадавшего на спину, проверьте реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии. При их отсутствии следует приступить к сердечно-легочной реанимации:
-положите пострадавшего на спину, максимально запрокинув его голову назад для обеспечения проходимости дыхательных путей;
-при дыхании «рот в рот» зажмите ноздри пострадавшего, положите на его рот носовой платок или марлю и, плотно обхватив его рот губами, сделайте сильный выдох;
-при дыхании «рот в нос» закройте рот пострадавшему и делайте выдох в нос.
Одновременно с искусственным дыханием необходимо делать закрытый массаж сердца:
-положите основание ладони одной руки на нижнюю часть грудины пострадавшего, чуть выше солнечного сплетения, опираясь на нее, другую ладонь положите сверху; резко надавите руками на грудину и быстро отпустите, на два вдоха делайте 30 нажатий;
-периодически (через 3-4 минуты) удаляйте воду, пенистые образования и слизь из верхних дыхательных путей пострадавшего с помощью салфетки;
-реанимацию тонувшего человека необходимо проводить 30-40 минут и, даже если нет признаков ее эффективности, не спешите оставлять надежду на успех.
ЖАЛОНОСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
С наступлением теплых дней, более опасные, конечно, насекомые - это осы, пчелы, шершни. И здесь надо быть начеку особенно, если вы страдаете аллергией.
Укусы жалоносных насекомых сопровождаются впрыскиванием раздражающего яда. Он вызывает сильную локальную боль, покраснение и опухоль. Опасным может стать большое количество одновременных укусов.
Защититься от укуса трудно. В этом случае необходимо присесть и закрыть лицо и голову руками, и некоторое время не двигаться.
Если все же ужалила пчела, оса необходимо: быстро извлечь жало, приложить холод на место укуса.
Особенно опасны шершни. Они очень агрессивны. Если все же насекомое ужалило, то на месте укуса обычно наблюдается отек, ощущается сильная боль, жжение, зуд, воспаление.
При появлении тяжелой аллергической реакции, которая может сопровождаться тошнотой, покраснением кожи, учащенным сердцебиением, сильным отеком, повышением температуры тела и общей слабостью, следует немедленно обратиться к врачу. И, при ее наличии, принять таблетку антигистаминного средства.
Своевременная помощь при укусах насекомых сохранит жизнь и здоровье!
Уважаемые родители, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!
Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.
Будьте осторожны!
Берегите себя и своих детей!
Не теряйте бдительность!
Охрана жизни и здоровья детей – важнейшая задача как государства, так и каждого родителя. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики детского травматизма и гибели детей от внешних причин. К сожалению, мы, родители, не может все время находиться рядом с нашими детьми, но наша главная задача – это создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
Тысячи детей с нетерпением ждут начала лета и наша задача сделать его безопасным для каждого ребенка. Наиболее частые происшествия с участием детей в летний период – это ожоги, отравления, падения, в том числе из окон, а также утопления.
ПАДЕНИЯ
Начиная с того момента как ребенок начинает ходить, он подвержен различным опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
-выходя из квартиры или возвращаясь домой, не катите коляску с ребенком по лестнице, ведь даже пристегнутый предохранительными ремнями, он может выпасть из коляски;
-окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними.
Москитная сетка не обеспечивает безопасность ребенка, ее задача – оградить жилое помещение от насекомых. Поэтому – не оставляйте настежь открытым окно в комнате где находится ребенок!
-нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;
-терраса, балкон, где играют дети, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами.
В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы. Весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.
Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем.
ОТРАВЛЕНИЕ БЫТОВЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
и лекарственными препаратами.
Средства бытовой химии, ядовитые вещества, в том числе, предназначенные для борьбы с грызунами или насекомыми, лекарственные препараты, кислоты и щелочные растворы ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.
Неотложная помощь при острых отравлениях:
-при попадании ядовитого вещества в глаза их необходимо как можно быстрее промыть большим количеством воды;
-при попадании токсического вещества на кожу ребёнка: нужно раздеть, кожу обмыть, не растирая теплой водой с мылом, затем просто теплой водой, надеть ребенку чистое белье;
-при ингаляционных отравлениях – необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух;
-при попадании яда в организм через рот – нужно вызвать рвоту, перед тем, как вызвать рвоту пострадавшему дают выпить 200-500 мл воды (в зависимости от возраста); противопоказания для стимуляции рвоты: бессознательное состояние пострадавшего, наличие судорог; после промывании желудка назначают энтеросорбенты (наиболее известный – «уголь активированный»).
При отравлении или при подозрении на острое отравление лекарственными средствами и средствами бытовой химии необходимо как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
УТОПЛЕНИЯ
В летние жаркие дни взрослые и дети устремляются к водоемам. Однако отдых на воде представляет собой определенную опасность. Если взрослые гибнут в основном по собственной халатности, то гибель детей, как правило, на совести взрослых.
Отдыхая на воде необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности. Вода не прощает шалостей, поэтому следует всегда помнить о мерах безопасности:
-купание должно происходить только в разрешенных местах, на благоустроенных пляжах, где есть спасательные пункты и предусмотрены места для купания детей;
-нельзя оставлять одних детей без присмотра взрослых, как на берегу водоема, так и в воде. На детях должны быть устройства, поддерживающие плавучесть (круги, жилеты), как во время купания, так и рядом с водой;
-не разрешайте устраивать детям игры в воде, связанные с нырянием и захватом ног и рук купающегося;
-детям, не достигшим 16 лет, рекомендуется кататься на лодках только вместе со взрослыми. Находясь на лодке опасно пересаживаться, садиться на борта, перегружать лодку сверх установленной нормы. Нахождение ребенка на лодке допускается только в спасательном жилете;
-не рекомендуется купаться ранее, чем через полтора - два часа после еды;
-температура воды при купании должна быть не ниже 19 градусов, находиться в ней рекомендуется не более 15 минут. Длительное пребывание в воде, особенно холодной, может привести к переохлаждению тела и вызвать судороги;
-не разрешается нырять в незнакомых местах, прыгать в воду с мостов, пристаней, подплывать к близко проходящим лодкам, катамаранам, парусникам и другим плавательным средствам.
Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.
В последнее время участились случаи нахождения и «прогулки» детей на ограждении вдоль водоема. К сожалению, не единичны случаи, когда родители усаживают маленьких детей на ограждения набережной, тем самым предоставляя ребенку не только хороший обзор, но и подвергая его большой опасности. Одно неловкое движение и Вы можете не удержать ребенка. Детям постарше необходимо разъяснить потенциальную опасность при нахождении на парапете или ограждении.
Первая помощь пострадавшему при утоплении
Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. У тонущего человека в бронхи и легкие поступает вода, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и происходит прекращение сердечной деятельности. Поэтому необходимо сразу же обратиться за медицинской помощью, до прибытия медиков необходимо оказать первую доврачебную помощь.
Сразу после извлечения тонувшего из воды переверните его на живот таким образом, чтобы его голова оказалась ниже уровня таза. Маленького ребенка можно положить животом на свое бедро.
Введите два пальца в ротовую полость пострадавшего и круговыми движениями ее очистите.
Резко надавите на корень языка для вызова рвотного рефлекса и стимуляции дыхания.
При появлении рвотных движений и кашля удалите воду из легких и желудка, в течение 5-10 минут периодически с силой надавливая на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет вытекать вода.
Для лучшего выхода воды из легких похлопайте ладонями по спине, а во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сожмите с боков грудную клетку пострадавшего.
Если необходимый для спасения человека рвотный рефлекс не появился, переверните пострадавшего на спину, проверьте реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии. При их отсутствии следует приступить к сердечно-легочной реанимации:
-положите пострадавшего на спину, максимально запрокинув его голову назад для обеспечения проходимости дыхательных путей;
-при дыхании «рот в рот» зажмите ноздри пострадавшего, положите на его рот носовой платок или марлю и, плотно обхватив его рот губами, сделайте сильный выдох;
-при дыхании «рот в нос» закройте рот пострадавшему и делайте выдох в нос.
Одновременно с искусственным дыханием необходимо делать закрытый массаж сердца:
-положите основание ладони одной руки на нижнюю часть грудины пострадавшего, чуть выше солнечного сплетения, опираясь на нее, другую ладонь положите сверху; резко надавите руками на грудину и быстро отпустите, на два вдоха делайте 30 нажатий;
-периодически (через 3-4 минуты) удаляйте воду, пенистые образования и слизь из верхних дыхательных путей пострадавшего с помощью салфетки;
-реанимацию тонувшего человека необходимо проводить 30-40 минут и, даже если нет признаков ее эффективности, не спешите оставлять надежду на успех.
ЖАЛОНОСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
С наступлением теплых дней, более опасные, конечно, насекомые - это осы, пчелы, шершни. И здесь надо быть начеку особенно, если вы страдаете аллергией.
Укусы жалоносных насекомых сопровождаются впрыскиванием раздражающего яда. Он вызывает сильную локальную боль, покраснение и опухоль. Опасным может стать большое количество одновременных укусов.
Защититься от укуса трудно. В этом случае необходимо присесть и закрыть лицо и голову руками, и некоторое время не двигаться.
Если все же ужалила пчела, оса необходимо: быстро извлечь жало, приложить холод на место укуса.
Особенно опасны шершни. Они очень агрессивны. Если все же насекомое ужалило, то на месте укуса обычно наблюдается отек, ощущается сильная боль, жжение, зуд, воспаление.
При появлении тяжелой аллергической реакции, которая может сопровождаться тошнотой, покраснением кожи, учащенным сердцебиением, сильным отеком, повышением температуры тела и общей слабостью, следует немедленно обратиться к врачу. И, при ее наличии, принять таблетку антигистаминного средства.
Своевременная помощь при укусах насекомых сохранит жизнь и здоровье!
Уважаемые родители, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!
Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.
Будьте осторожны!
Берегите себя и своих детей!
Не теряйте бдительность!
30.05.2024 Источник: https://du32.polotskroo.by/деятельность/летний-оздоровительный-период
Игры с водой и песком летом
-
стабилизировать психоэмоциональное состояние;
-
совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
-
стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;
-
развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
-
стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
-
разнообразить способы сотрудничества.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?
Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.
Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).
Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.
Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр картинок, фотографий дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.
ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ
В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни).
Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.
Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».
Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3—4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.
Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.
Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.
Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.
Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.
Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.
Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!».
Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.
Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина).
Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.
В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании — самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.
Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой — в соседний.
Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.
Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.
Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.
Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).
Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.
Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).
Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
-
Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
-
Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
-
Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
-
Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
-
Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
-
Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
-
Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
-
В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
-
В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
-
Снимаем психическое напряжение и агрессию.
-
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
30.05.2024 Источник: https://du32.polotskroo.by/деятельность/летний-оздоровительный-период
Подвижные игры дошкольников
Подвижная игра – это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил.
В дошкольном учреждении подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться высокой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса процессов возбуждения и торможения.
В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые часто оказываются устойчивыми в дальнейшей жизни и нередко предопределяют общую направленность личности.
Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры. Они вовлекали в активную двигательную деятельность целые группы играющих, проводились, как правило, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления. Постепенное развитие педагогической мысли позволяло осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. Научно обоснованные взгляды на использование подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического образования П.Ф. Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры ученый рассматривал как упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.
Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлял ась по разным параметрам:
- по принципу организации детей – игры одиночные и командные;
- возрастному принципу – для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- видам движений – игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;
- двигательным способностям – развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;
- степени интенсивности движений – большой, средней и малой подвижности;
- особенностям содержания - подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона и т.д.).
Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр. Подвижные игры с правилами и сюжетные, и бессюжетные широко распространены в практике детских садов. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основании опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Базой для развертывания сюжета являются знакомые образы (зайчики, лисички, птички и Т.П.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия. Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости.
Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Вызывая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание уделяется правильному выбору игры: учитывается время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.
В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. В игре малышей привлекает сам процесс действия: пробежать, догнать, бросить. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. Все дети играют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Большой интерес вызывают у малышей игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку соблюдать ее правила.
Игровые упражнения («прыгнем через ручеек», «забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными приемами здесь используются приемы прямого обучения. Воспитатель показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.
Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилам и, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и Т.П.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и но вые движения, изменяются условия про ведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагог приучает малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность).
При выполнении детьми игрового упражнения воспитатель объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.
В среднем дошкольном возрасте большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогом. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, оценивает правильность выполнения движений, двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки, самообладания, видоизменяется форма организации играющих.
В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше», «чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игр усложняются, формируют у ребенка умение управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты. При объяснении игры воспитатель раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить содержание. После этого педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли, назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой. В ходе игры он следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу двух-трех водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.
В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в них формируются две или три команды, равные по числу участников. Педагог четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде чем начинать соревнование, необходимо провести репетицию, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, прыжками на двух ногах), затем парные и встречные (от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах). Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для старших дошкольников и игры с увлекательным сюжетом.
30.05.2024 Источник: Шебеко В.Н., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие /В. Н. Шебеко. – 3-е из. испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 266